Как избежать трудностей во время перевозки пчел

Кочевка пчел. Как избежать трудностей.

Кочевка с пчелами – дело очень ответственное и к ней следует относиться и готовиться серьезно, ведь от ее удачного проведения часто зависит успех пчеловодческого сезона.

Среди пчеловодов крылатым есть выражение: “мед на колёсах”. Речь идет о том, что для добычи меда пасеки необходимо подвозить к нектаро- и пыльценосам, ведь если пасека будет постоянно находиться в стационаре, то редко когда будут созданы надлежащие условия для необходимой кормовой базы.
Кочевка с пчелами – дело очень ответственное и к ней следует относиться и готовиться серьезно, ведь от ее удачного проведения часто зависит успех пчеловодческого сезона.
Кочуя с пчелами на протяжении многих лет, хотелось бы обратить внимание коллег-пчеловодов на некоторые детали, учитывая которые, можно избежать многих неприятностей, неудач.
Прежде всего, следует своевременно определиться, куда кочевать и когда. Предварительно необходимо сделать детальную разведку, договориться с хозяевами посевов или посадок медоносов об условиях сотрудничества с ними в будущем.
Важным является вопрос подготовки пчелиных семей к медосбору – они должны быть сильными, в рабочем состоянии (без признаков роения), находиться в просторных добротных ульях. Своевременно выполнены анализы по состоянию здоровья пчел в лабораториях ветеринарной медицины, оформлены все проездные документы, в т. ч. санитарно-ветеринарный паспорт пасеки, форма № 1.
Тщательно готовятся к переезду, не помешает составить список вещей, посуды, инструментов, рыбацких снастей, лекарств, продуктов, способствующих комфортным условиям труда и отдыха в полевых условиях. Если у вас нет кочевого павильона или платформы – выручит кочевой разборный домик пчеловода, щиты которого вписываются в параметры транспортных средств, он имеет неоспоримые преимущества по сравнению с палаткой.
Важно детально обследовать место будущего точка, там не должно быть поселений муравьев, филантов, желательно, чтобы была защита от господствующих ветров, часть светового дня ульи должны находиться в тени и в непосредственной близости от нектароносов, недалеко должны быть источники воды (пруд, река, копанка т.д.), пасека не должна размещаться на перелете.
Очень важным является формирование состава коллектива, с которым будете делить радости и горести, “съесть пуд соли” в течение нескольких месяцев. Кандидатуры следует подбирать очень тщательно, это должны быть лица порядочные, хорошие, доброжелательные, не выпивохи и, упаси Боже, – нечисты на руку. Из-за людей случайных, не проверенных, к сожалению, может быть испорченное настроение, да и пчеловодческий сезон.
Следует особое внимание обратить на охрану труда, технику безопасности. В аптечке пчеловода должны быть таблетки (таблетки) или ампулы супрастина, тавегила, димедрола, адреналина, полькортолон, спирт или водка, мази: флюциар, фторокорт, гидрокортизоновых, раствор хлористого кальция (хлорид кальция, 10%-ный), одноразовый шприц, вата , жгут. Пчеловод должен уметь оказывать первую помощь при тяжелых реакциях организма на пчелиные ужаления. Кстати, пострадавшему дают выпить 100 – 150 мл алкоголя, срочно вызывают скорую помощь.
В случае если пчела ужалит язык, сосут поваренную соль, лед, пьют холодные напитки большими глотками. У пасечника должно быть несколько лицевых сеток (для посетителей, помощников), не помешает иметь на пасеке зарегистрированное ружье, собаку.
Обязательным является наличие мобильной связи.
Успех процесса кочевки в значительной степени зависит от выполнения требований по подготовке пчелиных семей к кочевке. Они общеизвестны и обязательны к исполнению. Чтобы пчелы не спарились, из улья удаляют полномедовые соты со свежим напрыском нектара, хорошо закрепляют рамки, детали ульев, обеспечивают надежную вентиляцию (утепление снимают), предоставляют возможность выхода пчел в подкрышник, хорошо зарекомендовала себя вентиляция через дно улья (окна покрытые сеткой, дно ).
Наготове должны лицевые сетки, ведро с разведенной глиной (для возможного замазывания щелей), заправленный пасечный дымоход, зажигалка, гвозди, плоскогубцы, молоток и т.д. В случае поломки транспортного средства его отбуксировывают за 1,5 – 2 км от дороги, разгружают ульи и открывают летки.
Место точка должным образом оборудуют с целью обеспечения надлежащего выполнения санитарных требований: устанавливают умывальник, оборудуют туалет, постоянное место для костра, на территории поддерживают чистоту, мусор сжигают или закапывают в ямы. Берегут дерева полезащитных полос, колышки под ульи или подставки должны быть заготовлены заранее. Особое внимание уделяют соблюдению выполнения противопожарных требований, а особенно, если недалеко созревает урожай зерна. Чистоплотность следует проявлять и при приготовлении пищи, мытье посуды (не разводить мух), при осмотре пчелиных семей.
По прибытии на место кочевки, ульи аккуратно разгружают, расставляют на заранее забитые колышки или подставки летками на северо-восток, сначала открывают летки через один улей, а затем в остальных, в летки подают несколько клубов дыма. Внимательно наблюдают за облетом пчел, устанавливают водопоилки. При необходимости семьям оказывается помощь (сместились рамки и т.д.). В вечернее время на гнезда пчел кладут утеплители.
Павильоны или платформы устанавливают задним торцом на юг, тогда в полдень пчелы не будут перегреваться.
Желаем успешной кочевки, обильных медосборов!

Перевозка пчел на взяток

Пчел перевозят в следующих слу­чаях: 1) весной — с целью исполь­зовать весенние медоносы, 2) ле­том — на летние медоносные расте­ния и 3) осенью — чтобы дать воз­можность пчелам иметь взяток до наступления холодов. Кроме этого, существуют еще перевозки специаль­ного назначения для опыления та­ких сельскохозяйственных культур, как семенники люцерны, эспарцета, клевера и пр. Куда бы ни перево­зили пчел, необходимо предвари­тельно организовать разведку ме­стности.

Разведка местности

Основная цель разведки заклю­чается в том, чтобы найти место, богатое медоносными растениями и с хорошей питьевой водой. Лучшим местом для весеннего точка являются поляны в пересеченной мест­ности, защищенные от сквозного ветра либо склоном горы либо гу­сто растущими высокими деревья­ми и кустарниками. Очень жела­тельна близость к пасеке также ручейков, покрытых ветлой.

В лесах гор и предгорий часто можно найти хорошие площадки для пасеки. Нужно обратить внима­ние на почву — не покрыта ли она галькой или щебнем, занесенными водой бурных горных потоков. Ме­ста с указанными признаками очень опасны для стоянки пасеки, так как из-за внезапных наводнений в ре­зультате ливней, прошедших в го­рах, пасеки неоднократно гибли: бешено мчащиеся потоки все смы­вают на своем пути.

В южных районах Советского Союза серьезным врагом пчел яв­ляется птица щур золотистый. Ме­ста массового обитания этой птицы также непригодны для пасеки, ибо щуры питаются преимущественно пчелами; они в короткий срок уничтожают лётных пчел и делают па­секу бездоходной. Щур золотистый гнездится в норах на высоких бере­гах рек, в крутых обрывах балок и холмов возле водоемов.

В лесах при разведке местности для стоянки пасеки нужно избегать сырых заболоченных мест, так как из-за сырости и тумана пчелы плохо развиваются и у них в значительной степени снижается сопротивляемость в отношении европейского гнильца.

Обилие разнообразных медоносов прежде всего привлекает пчеловода-разведчика. Но, к сожалению, выде­ление нектара у большинства медо­носных растений сильно колеблется по годам. Следовательно, нельзя полагаться исключительно на внеш­ний вид растительного покрова.

Чтобы избежать безрезультатных перевозок, пчеловоды колхозов Ива­новского района, Краснодарского края, впервые применили следую­щий прием. В намеченное место для стоянки пасеки пчеловод привозит на багажнике велосипеда маленький фанерный улеек с пчелами ко вре­мени зацветания главного медоноса данного массива. Если пчелы, воз­вращаясь в улей, падают тяжело у летка, то в тот же вечер перевозится вся пасека, заблаговременно подго­товленная пчеловодом. В противном случае наблюдение за контрольным улейком продолжается до тех пор, пока не получится определенный ре­зультат.

Погрузка пчелиных семей на авто­машину для перевозки на медосбор.

Подготовка пасеки к перевозке

Для успешной перевозки пчел не­обходимо тщательно подготовить ульи. В стандартных рамках, имею­щих размер снаружи 435 X 300 мм, должно быть натянуто по 4 прово­локи, а в уменьшенных (435 X X 230 мм) — 3 проволоки. Для перевозок пригодны только те рам­ки, у которых толщина плечиков и боковинок 1′ ом. Необходимо также проверить, нет ли свободных про­странств между плечиками рамок и фальцем угла. Если таковые имеют­ся, то их необходимо заделать вкладышами или закрепить рамки на месте тонкими гвоздиками.

Улочки в пути не должны изме­нять своей величины. Это достигает­ся либо постоянными разделителями на боковинках рамок либо времен­ными межрамочными вкладышами. Чтобы разделитель не проваливался в улочке, он делается Т-образной формы; длина — 50—60 мм, а тол­щина — соответственно улочке. Применяются разделители, прикреп­ленные к общему бруску наподобие деревянных грабель. Такие раздели­тели значительно ускоряют работу по подготовке ульев к перевозке. При ранневесенних и позднеосенних перевозках пчел, когда не требуется вентиляции, можно с успехом поль­зоваться межрамочными реечками (470 мм длины).’ Такие вкладыши-реечки незаменимы для утепления гнезд, так как образуют герметиче­ски-плотный потолок из сомкнутых вверху рамок; они же являются и надежными разделителями рамок в пути. Все рамки в улье плотно сжи­маются последними вкладышами, которыми заклинивают пространство между кроющей рамкой и стенкой улья.

Если приходится перевозить пчел в жару, то потолочные дощечки, холсты и рейки-вкладыши удаляют из улья для доступа в гнезда возду­ха из вентиляционных отверстий и уменьшения духоты. Дно, корпус, надставку и крышу свинчивают при помощи скрепа-хомута. Летки не зарешечивают, а закрывают глухи­ми задвижками, так как решетки в летках беспокоят пчел и вызывают общее волнение всей семьи.

Во время летней духоты пчелы сидят кучей возле летка, а иногда выкучиваются из улья в виде «боро­ды». Дымом их загнать в улей не­возможно. Остается только одно испытанное средство — пульвериза­ция пчел водой, от которой, как при дожде, они быстро входят в улей; после этого закрывают леток. От­крываются все вентиляционные от­верстия в крышках ульев.

В чрезмерно переполненных пче­лами ульях приходится делать слёты старых пчел для перевозки их от­дельно. С этой целью на запасное дно ставят корпус с рамками суши, небольшим количеством (200—300 г) запечатанного меда и закрывают крышкой. Рамки скрепляются ука­занным выше способом и все части улья свинчиваются. Вентиляционные отверстия должны быть закрыты, чтобы воздух, поступающий извне, не возбуждал лётных пчел. Приго­товленный в дорогу улей ставят в разгар лёта пчел на место улья с сильной семьей, а этот последний относят в сторону. Семьи, лишив­шиеся большинства лётных пчел, ведут себя в пути очень спокойно, так же как и их лётные пчелы, пе­ревозимые отдельно. На новом ме­сте каждый корпус с лётными пчелами ставят на свой улей в виде надставки. Это спасает сверхмощные семьи от гибели в пути.

Весь инвентарь и предметы до­машнего обихода приводят в готов­ность по заранее составленному списку, который ежегодно лишь до­полняют или сокращают. Без тако­го списка очень легко забыть предметы, необходимые в дороге, а еще хуже — на новом месте и при возвращении с пчелами домой.

Причины волнения пчел в пути и способы их предупреждения

Беспокойство, причиняемое пче­лам перевозкой, отражается на семьях неодинаково. В одних ульях после первого шума, вызванного беспокойством, наступает относи­тельная тишина, так как пчелы держатся общим клубом за соты и в таком состоянии хорошо перено­сят перевозку. В других – часть лёт­ных пчел усиленно стремится выле­теть через зарешеченные Летки и вентиляционные сетки и от напря­жения погибает в пути; молодые же пчелы и часть лётных пчел остаются живыми и работоспособными. После перевозки такие семьи быстро оправляются. В некоторых ульях наблюдается такая картина: через летки, после их открытия, выходит масса лётных пчел и ползет по зем­ле. Пчелы блестяще-лоснящиеся, словно смазаны жиром. Эти пчелы погибают в траве и не участвуют в использовании взятка. Наконец, бывают случаи, когда беспокойство старых лётных пчел передается всей семье и ведет ее к гибели. Температура в улье поднимается до такой степени, что . соты размягчаются и оползают на дно, расплод и пчелы запариваются и становятся мокры­ми, словно их облили кипятком.

Многочисленными наблюдениями пчеловодов на юге установлено, что пчелиные семьи погибают в пу­ти не от недостатка воздуха из-за несовершенной вентиляции, а в ре­зультате возбуждения всех пчел, поднимающих температуру в улье до такой степени, что происходит вышеописанная катастрофа. Если во-время открыть леток хотя бы для прохода 2—3 пчел, то гибели семьи не будет, так как из улья выйдут наиболее беспокойные пчелы, они же и наиболее старые, — и в улье сразу же наступает успокоение всей массы пчел хотя бы не было ника­кой вентиляции, и, наоборот, ника­кая вентиляция не помогает, если при закрытых летках пчелы прихо­дят в поголовное возбуждение.

Читайте также:  Севооборот овощных культур: что после чего сажать, как грамотно планировать посевы

Пчелы сильно волнуются в сле­дующих случаях. Первая причина, если перевозят пчел с одного взят­ка на другой, например при покупке пчел во время взятка или при пере­броске пасеки с места меньшего взятка на место с большим взятком,, в особенности в первые дни насту­пившего взятка после безвзяточного периода. Пчелы, разгоряченные пер­вым напрыском, всегда в пути при­ходят в сильное возбуждение и при закрытых летках запариваются. В этом случае приходится перево­зить пчел с открытыми летками на грузовой машине. Каждый улей с закрытым летком ставят на машину как можно осторожнее летком к бо­ковому борту, после чего тотчас же открывают леток на 1—2 см. Так постепенно грузятся все ульи. Если по той или иной причине машина задержится в Пути и пасеку придет­ся перевозить днем, в зной, т. е. при самых неблагоприятных условиях, гибели пчел не будет.

Мнение, будто бы семьи, перевозимые с открытыми летками, лишаются всех лётных пчел и становятся бездоходными, лишено всякого основания и пол­ностью опровергается практикой. Вылетает только небольшая группа пчел-разведчиц и так как она не возвращается в улей вследствие движения машины, то остальные пчелы не вылетают, за исключением единичных. В очень сильных семьях часть пчел через открытый леток выкучивается из улья и висит «бо­родой» на стенке и в таком виде снимается вместе с ульем с машины.

Второй причиной волнения пчел в пути является плохое крепление ра­мок. Даже небольшое качание не­скольких рамок в гнезде влечет за собой гибель пчел в улочках колеб­лющихся рамок, а эта гибель вызы­вает волнение остальных пчел, кото­рые стараются выйти из улья и по­гибают.

Третья причина — потребность в воде, когда в улье имеется много открытого расплода. Хорошая венти­ляция улья в этом случае несомнен­но помогает, тем более что пчелам можно дать воду через вентиляцион­ную сетку.

Как влияет поведение матки на пчел во время пути не установлено, но возможно, что пугливая молодая матка в известной степени может отрицательно влиять на спокойствие пчел во время перевозки.

Пчелы не волнуются и прекрасно переносят дорогу ранней весной пос­ле очистительного облета и поздней осенью. В том и другом случае в ульях либо нет расплода, либо его незначительное количество. Гнезда не переполнены пчелами, взяток от­сутствует. Прохладная погода позволяет перевозить пчел даже днем с наглухо закрытыми вентиляционны­ми отверстиями и летками без ка­ких бы то ни было потерь, лишь бы не было качания рамок и все части улья были бы надежно скреплены.

Погрузка ульев с пчелами и их перевозка

Пчел грузят на машины при на­ступлении сумерек, когда закончит­ся лёт пчел. Погрузка иногда длится и ночью, а потому необходимо иметь по крайней мере один фонарь. Как показывает практика, однокорпусные ульи и лежаки можно ставить на грузовик в три этажа, а двухкорпусные — в два яруса.

Если предоставляется выбор, всег­да следует предпочесть большую машину ЗИС-150 полуторатонной «ГАЗ». Задний борт закрепляется в горизонтальном положении либо толстой проволокой либо цепями, и таким образом получается для по­грузки ульев дополнительная полез­ная площадь. Сначала ставят на’ машину вертикально щиты пчело­водной будки спереди и у боковых бортов кузова, а потом ульи в ряд, летками к бортам при холодном за­носе, впритык к щитам, стоящим возле кабинки. На первый ряд ульев ставится второй, а затем третий. В таком порядке спереди назад загружается вся грузовая машина. Если же загрузить сначала весь низ машины, потом на образован­ной из ульевых крыш общей площа­ди ставить второй ряд ульев, а затем третий, то хождение и стук по кры­шам ульев вызовет беспокойство пчел и трудности при установке ульев. Сверху последнего общего ульевого яруса укладывают плашмя все остальные щиты стенок, пола и крыши будки. Само собой разумеет­ся, что крыши кочевых ульев долж­ны быть плоские, а не двускатные.

Так как груз на машине полу­чается высокий, то пчеловод должен иметь легкую лесенку в 2—2,5 м длины, которая облегчит увязку ульев веревками. • Увязка произво­дится следующим способом. Снача­ла вокруг всех ульев по средней линии обводится кольцо (венчик), а затем по вертикали веревка долж­на пройти «впереплет» через коль­цо с таким расчетом, чтобы охватить каждую группу ульев от нижнего до верхнего.

Инвентарь: тару под мед, медо­гонку, порожние ульи и прочее луч­ше перевозить отдельно& от пчел.

Прибыв на место, прежде всего устраивают поилку, так как пчелы после перевозки испытывают боль­шую потребность в воде. Затем рас­ставляют ульи и открывают летки.

Третьей неотложной работой являет­ся установка будки, куда вносят постельные принадлежности, бочон­ки под мед и прочие предметы, ко­торые необходимо укрыть на случай внезапного дождя. К вечеру того же дня устанавливают контрольный улей.

К. М. ГАНКЕВИЧ
Преподаватель пчеловодства
г. Краснодар

Журнал „Пчеловодство”, № 1, Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, Москва, 1954 г.


Перевозка пчел. Как НЕ надо это делать + кроссворд

Приветствую всех читателей моего блога!

Эта статья довольно грустная, но поучительная. Короткая заметка описывает реальную историю из моей жизни, из моей пчеловодной практики. Всякое уже было: и хорошее, и не очень. Эта же история поможет многим начинающим не допустить той ошибки, которую совершил я. Надеюсь, по крайней мере, что поможет. На чужих ошибках учиться легче, хоть и не всегда получается.

Долгих предысторий писать не буду, скажу только, что речь пойдет о перевозке пчел, о кочёвке.

Как не надо перевозить пчел

2012 год, лето, середина июня. Так сложилось, что именно накануне этого сезона, зимой, я впервые задумался о системе, по которой мы впоследствии и решили работать.

В процессе эту технологию чуть видоизменили, но не суть. Главное, что она сработала. Мы впервые получили около тонны мёда с 11 медовиков и семей помощниц с отводками. Я привык ставить для себя цели и на тот сезон планировал получить выход мёда на 200 кг больше, но случилась беда, которая застопорила наше движение к цели. По другому это событие я назвать не могу.

Наш стационар расположен в Медвенском районе Курской области. Перевозили пчел мы в 2012 году в соседний Солнцевский район. Дорога не близкая и поэтому мы заранее старались всё продумать (как оказалось позже — не всё). Приехали за неделю до планируемой кочёвки, поговорили с хозяином полей, нашли место для стоянки, для лагеря, подготовили его, застолбили, расчистили место под ульи, в общем сделали всё так, как надо.

Уже несколько лет с перевозкой нам помогает один отличный парень мой тёзка со своими ребятами. Вот и в этот раз они должны были приехать на двух Газелях около 22:00. Пока все пчелки слетятся в ульи, пока я закрою летки, в деревянных ульях сомнительные места перемотаем скотчем, как раз и машины поспеют. Так и получилось. Начали грузить, правда, чуть позже запланированного, так как пасека к перевозке в 22 часа готова ещё не была.

В общем загрузились к часу ночи и поехали потихоньку. Доехали быстро, начали разгружаться и в один момент произошло нечто, что сменило бойкое настроение, которое сохранялось долгое время, несмотря на усталость и ночной переезд, на моральный упадок: из нескольких ульев потёк мёд…

Как оказалось, во время перевозки пчел из моей деревни — основного точка на кочёвку у нас запарилось четыре семьи. Четыре сильные семьи. Четыре самые сильные семьи. Потому что я в ППС ульях закрыл в доньях сетку. Вот не поверите, я сам до сих пор на 100% не знаю зачем я это сделал, но закрыл. Ульям с момента начала эксплуатации шёл второй год и мне казалось, что сетка могла за это время деформироваться и ячейки где-то увеличиться. Думал, что пчелы могут потечь, наверно, так думал… Как-то на автомате пробежал и везде заглушил сетку, не осознавая, что делаю, в спешке, так как транспорт, уже ждал нас.

Запись в пасечном журнале

Во всех ППС ульях я закрыл донья. Но выжили все, кроме этих четырех. Вних было по два полных корпуса пчелы. Я хотел сразу после транспортировки и размещения на новом месте ставить по третьему корпусу суши, но… Начали разгружать машины и из этих ульев потек жидкий мёд… Мы сразу запереживали, но смотреть было некогда, нужно было успеть разгрузить две Газели до рассвета.

Когда проверили ужаснулись… У меня прямо руки опустились от этой картины: в улье вообще небыло живых пчел и целых, невредимых сотов. Воск размягчился и соты оборвались, превратив всё внутри, вместе с пчелами и расплодом в единую массу, в единое желе, жом. Ужас… На месте были только рамки с натянутой проволокой. Это какая же температура была внутри, что аж воск начал плавиться?! Ясное дело, что для пчёлок это был сущий ад…

Я чуть слёзы сдерживал, ведь растил эти семьи сам, они были мне родные, моё выстраданное чадо. И вот я сам их погубил. Причём так тупо и нелопо погубил. Это больше всего давило морально. Если бы клещ, или гербециды, украли бы в конце-концов, а тут моя собственная глупость… И вот ступор, нежелание ничего делать, только желание всё бросить и вернуться на прежнее место в «стадо» обычных людей, работать всю жизнь только на дядю и довольствоваться тем, что есть, невысовываясь из своей маленькой норки. Именно такое чувство было. А зачем мне всё, если я даже не могу элементарно перевезти пчел из пункта «А» в пункт «Б» без потерь? Зачем пчёлам страдать из-за моей глупости?

Несколько часов я не мог прийти в себя. Ходил взад-вперед. Напарник молча занимался текущими делами, хотя в его глазах тоже легко читалось негодование. Я сам по себе человек спокойный, но иногда бываю довольно эмоциональный и даже вспыльчивый. Вот сейчас весь мой характер и вылез наружу. И только спокойствие и невозмутимость моего напарника привело меня в чувство. Немного погодя я понял, что хоть этих четырех семей уже и нет, но есть остальные и они нуждаются в нас, в нашей заботе и нашем уходе, в нашей любви, и, что теперь я буду ещё более трепетно относиться ко всему живому и, в частности, ко своим любимым пчлкам. Это был урок, который нужно выучить, обязательно выучить!

В общем такая вот история сегодня получилась. Никогда мы ранее при перевозке пчел не задумывались о вентиляции, но этот день и эту ночь я запомнил на всю жизнь! Друзья, не повторяйте моих ошибок! Всем спасибо, что дочитали и жду комментариев!

P.S. Делал рассылку по базе подписчиков и сервис e-mail рассылок подвис. В итоге каждому пришло по три одинаковых письма. Прошу прощения!

В заключение столь печальной статьи добавлю чуть позитива.

Во-первых, представляю вашему вниманию кроссворд №3. Всех желающих приглашаю немного развеяться и проверить свою эрудицию. Имена первых пяти победителей будут обязательно размещены на Доске почёта в следующей статье.

Во-вторых, сегодня обновил статью «Улей из пенополистирола своими руками» и опубликовал там очередные фото ульев, сделанных по моим чертежам, которые прислал мне на почту Роман из Украины. Я очень всем советую посмотреть на это произведение!

Как избежать трудностей во время перевозки пчел

Как избежать трудностей во время перевозки пчел

Кочевка — это процесс перевозки пчел для обеспечения хорошего сбора меда на всей продолжительности сезона. Проводят его, чаще всего, в горно-лесных районах, где растут много разных медоносов. Относиться к этому процессу стоит серьезно и готовиться заблаговременно, так как от этого зависит успех сезона.

Для чего она нужна?

Кочевое пчеловодство — один из способов повышения сбора меда на пасеке. Пчелы принесут гораздо больше нектара, если расстояние до медоносных растений будет меньше. Пчелиная семья расходует от 180 до 220 грамм меда на полеты, если расстояние до растений составляет около 1 км. При организации пасеки нужно размещать ее в непосредственной близости к медоносным растениям. От этого зависит успешность сбора, ведь пчелки будут тратить меньше сил на перелеты и приносить больше нектара.

Как подготовить пчел к кочевке

Начинать подготовку к перемещению пасеки на колесах следует за несколько дней до кочевки.

Читайте также:  Избавляемся от комаров народными средствами, как защитить дом и себя

Требования к пасеке

  • осмотреть, как размещены места с медоносными растениями;
  • важно, чтобы пасека была здоровой, и на ней были выполнены все санитарные и гигиенические нормы;
  • не стоит размещать пасеку в близости 3,5-4,5 км от прежнего места, так как пчелы могут вернуться туда;
  • подумайте над оптимальным использованием растений, которые дают нектар. Например, гречиха делает это только в первой половине дня.

Подготовка гнезд

  • обеспечьте проветривание гнезд при перевозке;
  • откачайте рамки, которые заполнены медом. Расширьте гнезда за счет дополнительных корпусов, чтобы у пчел было место для складывания добычи на новом месте;
  • для того чтобы жильцы не запарились внутри, уберите утеплительные подушки;
  • разместите ульи недалеко от леса для защиты их от ветра и прямых солнечных лучей;
  • обеспечьте воду для пчел.

Подготовка пчеловода

Многое зависит и от опытности пчеловода: от него требуется безупречное знание всех нюансов. Кочевка пчел создает очень много трудностей, связанных с риском. Для пчеловода важно все правильно организовать, подобрать транспорт, все работы по подготовке выполнить заблаговременно. Необходимо собрать все вещи, которые понадобятся в полевых условиях: медикаменты, посуда, продукты. Также он должен уметь быстро привыкать к новым условиям работы, а этому тоже надо учиться.

Погрузка и переезд

Когда вечером насекомые прилетают обратно в ульи, их плотно закрывают и фиксируют гвоздями летковые задвижки. В машине их чаще всего располагают в несколько ярусов и крепко связывают веревками.

При укладывании в 3 яруса лучше перестраховаться и нарастить борта машины досками. В дороге могут случиться непредвиденные обстоятельства. Для предотвращения таких ситуаций с собой берут дымарь, лицевые сетки, молоток, глину и паклю.

Когда вы транспортируете ульи на повозке, положите под них солому или хворост, чтобы при толчках их не повредить. Устанавливают ульи так же, как и на машину — летком назад по направлению движения. Этим видом транспорта пользуются чаще всего ночью. Только если дорога очень ровная, допускается движение рысью, в остальных случаях передвижение осуществляется шагом.

Расстановка ульев на новом месте

Как только вы прибыли на новое место, нужно установить ульи на заранее подготовленные подкладки. Для первого облета открывайте пчел, как только они успокоятся. После этого снимите приспособления, которые вы использовали при переезде. Для того чтобы успокоить пчел, размещайте их ульи недалеко от кустов и деревьев. Это объясняется тем, что пчелы видят ориентиры возле своих ульев и меньше залетают на чужие. Не располагайте пасеку так, чтобы она упиралась одним концом в медоносные растения. Из-за этого пчелы будут часто пролетать через самые близко расположенные улики, и они будут переполнены медом.

Кочевка пчел — процесс не из легких и зависит от множества факторов. Важнейшим из них является опытность пчеловода. Если он знает, что делать, и делает все вовремя, проблем с переездом и подготовкой не возникнет. Удачи вам в этом нелегком деле!

Перевозка пчел. Как НЕ надо это делать + кроссворд

Приветствую всех читателей моего блога!

Эта статья довольно грустная, но поучительная. Короткая заметка описывает реальную историю из моей жизни, из моей пчеловодной практики. Всякое уже было: и хорошее, и не очень. Эта же история поможет многим начинающим не допустить той ошибки, которую совершил я. Надеюсь, по крайней мере, что поможет. На чужих ошибках учиться легче, хоть и не всегда получается.

Долгих предысторий писать не буду, скажу только, что речь пойдет о перевозке пчел, о кочёвке.

Как не надо перевозить пчел

2012 год, лето, середина июня. Так сложилось, что именно накануне этого сезона, зимой, я впервые задумался о системе, по которой мы впоследствии и решили работать.

В процессе эту технологию чуть видоизменили, но не суть. Главное, что она сработала. Мы впервые получили около тонны мёда с 11 медовиков и семей помощниц с отводками. Я привык ставить для себя цели и на тот сезон планировал получить выход мёда на 200 кг больше, но случилась беда, которая застопорила наше движение к цели. По другому это событие я назвать не могу.

Наш стационар расположен в Медвенском районе Курской области. Перевозили пчел мы в 2012 году в соседний Солнцевский район. Дорога не близкая и поэтому мы заранее старались всё продумать (как оказалось позже — не всё). Приехали за неделю до планируемой кочёвки, поговорили с хозяином полей, нашли место для стоянки, для лагеря, подготовили его, застолбили, расчистили место под ульи, в общем сделали всё так, как надо.

Уже несколько лет с перевозкой нам помогает один отличный парень мой тёзка со своими ребятами. Вот и в этот раз они должны были приехать на двух Газелях около 22:00. Пока все пчелки слетятся в ульи, пока я закрою летки, в деревянных ульях сомнительные места перемотаем скотчем, как раз и машины поспеют. Так и получилось. Начали грузить, правда, чуть позже запланированного, так как пасека к перевозке в 22 часа готова ещё не была.

В общем загрузились к часу ночи и поехали потихоньку. Доехали быстро, начали разгружаться и в один момент произошло нечто, что сменило бойкое настроение, которое сохранялось долгое время, несмотря на усталость и ночной переезд, на моральный упадок: из нескольких ульев потёк мёд…

Как оказалось, во время перевозки пчел из моей деревни — основного точка на кочёвку у нас запарилось четыре семьи. Четыре сильные семьи. Четыре самые сильные семьи. Потому что я в ППС ульях закрыл в доньях сетку. Вот не поверите, я сам до сих пор на 100% не знаю зачем я это сделал, но закрыл. Ульям с момента начала эксплуатации шёл второй год и мне казалось, что сетка могла за это время деформироваться и ячейки где-то увеличиться. Думал, что пчелы могут потечь, наверно, так думал… Как-то на автомате пробежал и везде заглушил сетку, не осознавая, что делаю, в спешке, так как транспорт, уже ждал нас.

Запись в пасечном журнале

Во всех ППС ульях я закрыл донья. Но выжили все, кроме этих четырех. Вних было по два полных корпуса пчелы. Я хотел сразу после транспортировки и размещения на новом месте ставить по третьему корпусу суши, но… Начали разгружать машины и из этих ульев потек жидкий мёд… Мы сразу запереживали, но смотреть было некогда, нужно было успеть разгрузить две Газели до рассвета.

Когда проверили ужаснулись… У меня прямо руки опустились от этой картины: в улье вообще небыло живых пчел и целых, невредимых сотов. Воск размягчился и соты оборвались, превратив всё внутри, вместе с пчелами и расплодом в единую массу, в единое желе, жом. Ужас… На месте были только рамки с натянутой проволокой. Это какая же температура была внутри, что аж воск начал плавиться?! Ясное дело, что для пчёлок это был сущий ад…

Я чуть слёзы сдерживал, ведь растил эти семьи сам, они были мне родные, моё выстраданное чадо. И вот я сам их погубил. Причём так тупо и нелопо погубил. Это больше всего давило морально. Если бы клещ, или гербециды, украли бы в конце-концов, а тут моя собственная глупость… И вот ступор, нежелание ничего делать, только желание всё бросить и вернуться на прежнее место в «стадо» обычных людей, работать всю жизнь только на дядю и довольствоваться тем, что есть, невысовываясь из своей маленькой норки. Именно такое чувство было. А зачем мне всё, если я даже не могу элементарно перевезти пчел из пункта «А» в пункт «Б» без потерь? Зачем пчёлам страдать из-за моей глупости?

Несколько часов я не мог прийти в себя. Ходил взад-вперед. Напарник молча занимался текущими делами, хотя в его глазах тоже легко читалось негодование. Я сам по себе человек спокойный, но иногда бываю довольно эмоциональный и даже вспыльчивый. Вот сейчас весь мой характер и вылез наружу. И только спокойствие и невозмутимость моего напарника привело меня в чувство. Немного погодя я понял, что хоть этих четырех семей уже и нет, но есть остальные и они нуждаются в нас, в нашей заботе и нашем уходе, в нашей любви, и, что теперь я буду ещё более трепетно относиться ко всему живому и, в частности, ко своим любимым пчлкам. Это был урок, который нужно выучить, обязательно выучить!

В общем такая вот история сегодня получилась. Никогда мы ранее при перевозке пчел не задумывались о вентиляции, но этот день и эту ночь я запомнил на всю жизнь! Друзья, не повторяйте моих ошибок! Всем спасибо, что дочитали и жду комментариев!

P.S. Делал рассылку по базе подписчиков и сервис e-mail рассылок подвис. В итоге каждому пришло по три одинаковых письма. Прошу прощения!

В заключение столь печальной статьи добавлю чуть позитива.

Во-первых, представляю вашему вниманию кроссворд №3. Всех желающих приглашаю немного развеяться и проверить свою эрудицию. Имена первых пяти победителей будут обязательно размещены на Доске почёта в следующей статье.

Во-вторых, сегодня обновил статью «Улей из пенополистирола своими руками» и опубликовал там очередные фото ульев, сделанных по моим чертежам, которые прислал мне на почту Роман из Украины. Я очень всем советую посмотреть на это произведение!

Техника перевозки пчел

Вечером после окончания лёта пчел летки во всех ульях закрывают наглухо и при необходимости забивают летковые задвижки гвоздями. Перевозят пчел обычно вечером, а в прохладную ненастную погоду эту работу можно выполнять и днем. Пчеловод с собой берет дымарь с гнилушками, лицевую сетку, стамеску, молоток, гвозди и размягченную глину, чтобы в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств оказать срочную помощь пчелам (скрепить отдельные части улья, замазать открывшийся леток или щели и т. д.).

Если перевозка ульев будет происходить по хорошей асфальтовой или грунтовой дороге, то их в кузове или салоне машины лучше размещать передними или задними стенками по ходу. Сила инерции, возникающая при разгоне и торможении машины, будет давить не на плоскость сотов, а вдоль этой плоскости, и соты, даже тяжелые, не будут разламываться.

При перевозке пчел по плохим проселочным или лесным дорогам, по которым транспорт движется медленно, ульи ставят в машине плоскостью сота поперек движения. В таком положении они более устойчивы к действию сил, возникающих при резких боковых колебаниях на ямах и буграх этих дорог.

Скорость движения машин с пчелами по хорошим дорогам поддерживается в тех же пределах, что и при перевозке обычных грузов. Скорость движения по проселочным и лесным дорогам зависит от их качества, но, как правило, поддерживается в пределах 15—30 км/ч, снижаясь еще больше в местах, где проезд затруднен.

Прибыв с пчелами к месту назначения, пчеловод снимает ульи с машины и расставляет их на специальные подставки или колышки. Когда пчелы успокоятся, летки в ульях открывают (через один улей) и дают пчелам облетаться. Затем открывают летки в остальных ульях. Во избежание слета пчел открывать летки во всех ульях сразу не следует. Но если прибытие состоялось в ночное время, то сразу после расстановки во всех ульях открывают летки. После кочевки в течение 3—5 дней пчелы бывают сильно возбужденными и набрасываются на прохожих и соседей. Чтобы усмирить пчел, летки надо открывать с дымарем, дым не дает им буйно выходить из ульев. Обычно достаточно бывает 3—4 струй дыма. Пчелы успокаиваются и на следующий день меньше жалят.

При первой возможности (желательно к вечеру в день приезда) ульи переводят из походного положения в рабочее. При необходимости сразу ставят магазины с сушью, а в дальнейшем приступают к выполнению всех необходимых мероприятий по содержанию и уходу за пчелами на главном медосборе.

В день приезда ставят прилетные доски и устанавливают общую поилку. Если поилка будет установлена позже, то пчелы найдут воду в другом месте (эта вода может быть или очень далеко, или плохого качества) и потом их будет трудно приучить к поилке. При хорошем взятке (более 2 кг в день) пчелы практически не посещают поилку — находящейся в нектаре воды им будет достаточно для приготовления личиночного корма.

Читайте также:  Как берут сперму у быков

При расстановке ульев на новом месте необходимо учитывать месторасположение соседних пасек. Ставить пасеку на пути перелета пчел другой пасеки нельзя. Это может повлечь за собой драку между пчелами и гибель пчелиных семей.

Перевозка пчел на новое место: условия, правила и рекомендации по транспортировке

Перевозка пчел может понадобиться пчеловоду в любое время года. Ульи перемещают для изменения места сбора нектара, обустройства новой пасеки или при комплектовании вновь купленных семей.

Для того,чтобы перевозка ульев с пчелиными семьями прошла безболезненно для их обитателей, следует правильно подобрать время, а также тщательно подготовить пасеку и транспорт к переезду.

Когда лучше перевозить пчел

Главным условием при перевозке пчел является их возможность после установки ульев на новом месте облететь близлежащие луга и леса. Поэтому, для того чтобы транспортировать пасеку, лучше выбирать время, когда пчелы активны, а не впадают в спячку. Идеальное время – начало весны и осени.

Если есть возможность спланировать время переезда, то лучше всего наметить его на период первых облетов пчел ранней весной. Для этого есть несколько причин:

  • небольшое количество пчел и расплода в ульях;
  • отсутствие тяжелых рамок с медом;
  • нет свежих, недавно отстроенных сот.

Менять место расположения пасеки или перевозить пчел после покупки можно любым видом транспорта, но чаще всего это делают, используя автомобильные прицепы или тележки.

Ранней весной и при перевозке пчел осенью температура внутри улья понижается, а значит, насекомые не будут испытывать дискомфорт. Нельзя перевозить пчел в жаркое время года и при высокой температуре воздуха. Лучше всего делать это ночью или в дождливую, пасмурную погоду. В жару пчелы могут погибнуть. А перевозка зимой в морозные дни будет спряжена с дополнительными хлопотами.

Как правильно перевозить пчел в прицепе

Прежде чем начать собираться в дорогу, следует знать, что новое место обитания пчел должно находиться не менее чем в 3-4 километрах от старого. В противном случае, часть пчел, или даже весь улей может вернуться на привычные луга, и вы потеряете трудолюбивую семью.

Несмотря на то, что для перевозки пчел подходит абсолютно любой транспорт, начиная от самолета и заканчивая телегой, запряженной лошадьми, чаще всего семейство перевозят в фургонах или в прицепах для перевозки пчелиных ульев.

Перед перевозкой пчел на прицепе легкового автомобиля, его специально подготавливают и предпринимают меры по созданию насекомым комфортных условий.

  1. Чтобы не трясло – расстелите по дну автомобильного прицепа как можно больше сухой соломы или сена. Можно использовать другие материалы (изолон, минвату и др.), которые уберегут пчелиные семьи от тряски и беспокойства. Кроме того, закрепите корпуса ульев веревками или при помощи брусков к стенкам фургона или прицепа.
  2. Чем тише едешь, тем лучше – пчел нельзя перевозить на высокой скорости. Идеальные показатели – 50-70 км/ч. По проселочным дорогам следует двигаться с особой осторожностью, чтобы не растревожить семейство.
  3. Внутренняя безопасность – чтобы внутри ульев не случилось обрушения сот и рамок, из-за которого могут погибнуть пчелки, тяжелые, наполненные медом соты вынимают, а рамки облегчают и крепко фиксируют в пазах.
  4. Доступ воздуха – во время транспортировки пчелы могут начать беспокоиться и вести себя активно, из-за этого может подняться температура клуба. Перед отправкой в путь следует продумать способы вентиляции, а также устанавливая ульи в прицепе следить, чтобы расстояние между ними было не менее 15-20 см. Чаще всего пчеловоды снимают верхнюю крышку улья и накрывают открытую поверхность мелкой металлической сеткой или мешковиной. Таким образом, воздух будет свободно проникать в улей.

С собой в путешествие опытные пчеловоды всегда берут необходимый инвентарь, который поможет вернуть пчел в ульи, если они начнут их покидать. Из инструментов могут понадобиться молоток, гвозди и дымарь. Также на всякий случай лучше приготовить жидкую глину для замазки щелей.

Перевозка пчел в прицепе или на платформе очень удобна. Кроме того, мобильность пасеки позволяет увеличить объемы производства меда. Как только зацветает в соседнем районе медоносный луг или поле, прицеп отправляется в путь.

Как изготовить тележку для перевозки своими руками

Тем, у кого нет возможности приобрести специальный прицеп или платформу, довольно просто можно соорудить тележку для перевозки ульев своими руками. Конструкция позволяет перевозить пчелиные домики по одному и больше в деревянном ящике. Подходит для небольшой дачной пасеки.

Для изготовления понадобится металлическая стальная рама и большие колеса. Если колеса будут маленького размера, перевозить тяжелый груз будет сложно.

К вертикальной основе рамы приваривают 2 ручки, которые по прибытию на место позволяют ровно установить улей прямо на тележке. В нижней части конструкции рядом с колесами по обеим сторонам приваривают вилку или 2 металлические трубки.

Перед транспортировкой тележку подкатывают к улью так, чтобы вилки зашли под днище домика, и он установился на конструкции. Таким образом, улей не придется лишний раз поднимать и переносить.

Если усилить ось и расширить площадь установки ульев, на такой тележке можно устанавливать несколько домиков, тем самым упростив труд по транспортировке пчелиной семьи к медоносам.

Как установить ульи на новом месте

После транспортировки по приезду на новую медоносную местность, пчелиные домики нужно расставить так, чтобы они не находились под палящим солнцем. Если поблизости нет деревьев и кустарников, то ульи следует прикрыть ветками или соорудить навесы.

После выгрузки, ульи накрывают крышками и открывают летки. При этом нельзя открывать сразу все летки в домике. Пчелы должны сориентироваться на местности и облететь ее. Поэтому летки открывают по очереди с разницей в несколько часов. Такой прием позволяет пчелам не только привыкнуть к новой местности, но и не смешаться семьям.

Распаковывать ульи и устанавливать рамки можно в день приезда на место, только если пчелы спокойны и не выражают агрессивности. В противном случае нужно дать им возможность облететься, успокоиться и только тогда заняться установкой рамок.

Как перевозить пчёл?

Пчёл перевозят при покупке, переезде или для кочёвки по местам активного медосбора. Очень важно правильно организовать весь процесс и довезти до нужного места ульи и пчелосемьи целыми. О нюансах подобной перевозки — далее в статье.

Особенности перевозки пчёл

Транспортировка ульев делается в определённое время и является для пчёл стрессом.

До какого срока можно перевозить пчёл?

Пчелосемьи можно перевозить не ранее очистительного вылета весной. После него наступает самое лучшее время для перевозки ульев. Число особей в пчелосемье в это время минимально, соты не заполнены.

Свободное пространство способствует лучшей вентиляции и позволяет избежать перегрева, поэтому микроклимат в домике при транспортировке не слишком изменяется. В летнее время в ульях уже имеется много расплода и незрелого мёда, рамки не полностью заполненные. В жару насекомые могут запариться и погибнуть в отсутствие должной вентиляции.

Самым лучшим временем считается вечер и ночь или раннее утро, когда нет жары и пчёлы меньше реагируют на стресс. В вечернее время все насекомые уже завершают вылеты и находятся в домике. Весной и осенью, когда стоит пасмурная или дождливая погода, переезд делается в дневное время. Это можно осуществить, так как в такую погоду вряд ли насекомые покинут гнездо и вся пчелосемья находится дома.

Перевозки пчёл для медосбора завершают, когда подходит время зимовки и перед образованием клуба. Обычно эти насекомые собираются в клуб в октябре – ноябре. После этого не рекомендуется их перевозить. Соответственно, зимой перевозку осуществляют только в самом крайнем случае.

Как пчёлы реагируют на переезд?

При транспортировке медоносные насекомые проявляют беспокойство вследствие изменения привычной обстановки. Любые посторонние звуки (гул машины), тряска при езде, замкнутое пространство, — всё это заставляет их разнервничаться. В этом случае обменные процессы ускоряются, и потребность в кислороде возрастает во много раз. Они будут пытаться найти щель и вылететь наружу.

Возбуждённое состояние приводит к повышению температуры в улье, большему расходу мёда и повышению влажности. При высоких температурах соты могут оборваться и придавить собой обитателей улья, среди которых может оказаться и матка. В жаркую погоду без должной вентиляции пчёлы могут погибнуть вследствие запаривания.

Подготовка к перевозке

Нужно обязательно подготовить улья к перемещению и запастись всем необходимым. Перевозить их лучше всего в кузове грузовика или на машине с прицепом.

Видео: чем укрепить ульи перед перевозкой пчёл

Доступ воздуха

Надо продумать вентилирование, чтобы избежать перегревания и переувлажнения. Для обеспечения хорошего поступления воздушных потоков следует прикрепить на манжеты ульев сеточные рамки или сделать в крышке небольшие окошки, которые обязательно нужно закрыть сеткой.

Можно оставить вдоль стенок узкие щели, через которые пчёлы не смогут пролезть. Правда, в этом случае они будут льнуть к щелям, желая получить побольше кислорода, но при этом перекроют его поступление внутрь своего домика.

При перевозке днём во время жары улья ставят таким образом, чтобы между рядами был промежуток 10–15 см для лучшей циркуляции воздуха. Чтобы соблюдать такое расстояние, между рядами размещают прокладку, состоящую из деревянных брусков соответствующей ширины.

Внутренняя безопасность

При транспортировке крылатых тружениц вместе с их домиками нужно принять такие меры:

  1. Предварительно вынуть все части улья, которые могут оборваться при тряске во время перевозки, — соты с мёдом, а также рамки, которые не нужны или плохо закреплены. Это предотвратит гибель пчёл. Все элементы, которые не являются съёмными или нужны при перевозке, должны быть хорошо зафиксированы и не болтаться во время езды. Проверьте — рамки не должны выпрыгивать из пазов и скользить в них, касаться во время транспортировки других поверхностей. Особенно это важно для ульев с большой рамкой, которая может быть опасной для насекомых. Маленькие рамки не слишком им угрожают, но вот дребезг и шум от них заставляет пчёл нервничать.
  2. Побеспокоиться следует и о собственной безопасности. Улья должны быть закрыты так, чтобы их обитатели не вылетели наружу — нервные насекомые могут ужалить любого. Если разозлённые пчёлы попадут в кабину с водителем, это может привести к аварийной ситуации. Следует взять с собой антигистаминный препарат, защитную одежду, дымарь.
  3. При транспортировке ульев больших размеров в весенний период в гнёзда следует добавить вощины. Если температурный режим при этом повышен, необходимо позаботиться о том, чтобы вверху улья было свободное пространство около 10 дм³.
  4. Если перевозка больших семей пчёл проводится в безманжетных ульях, то в них устанавливают специальные надставки.

Максимально медленная скорость

Оптимальной скоростью для перевозки ульев является диапазон 50–70 км в час. По разбитым дорогам нужно ехать особенно внимательно — не больше 15–20 км в час. При транспортировке не рекомендуется делать остановки. Если без них не обойтись, то останавливаться надо в безлюдном и тенистом месте.

Что делать, если при транспортировке повредили улей?

Необходимо, чтобы пчеловод лично сопровождал пчёл и мог быстро устранить любые трудности, возникающие при перевозке. При этом обязательно нужно проверить исправность ульев и взять с собой пасечную стамеску, дымарь (накануне обязательно заправить), защитные сетки для лица и халаты, свежезамешанную глину, паклю для заделки щелей, воду.

Если при перевозке своевременно обнаружены повреждение и образовавшиеся в связи с этим щели и проёмы, то их нужно заделать паклей и замазать глиной. Если замечено, что из улья сочится мёд или пчёлы выбираются из своего домика в меду, то, скорее всего, он был повреждён при перевозке.

Прежде всего нужно открыть летки сверху и приподнять крышку, чтобы насекомые могли покинуть улей. Когда насекомые успокоятся, их разбирают, а также удаляют оборванные соты. Умерших особей удаляют. Домик для пчёл очищают от потекшего мёда и ремонтируют.

Соты, которые испорчены, заменяют на новые, обеспечивают корма, обустраивают гнёзда и закрывают сверху крышку. Летки не закрывают. На протяжении всех работ нужно иметь зажжённый дымарь, а также воспользоваться защитными сетками и халатами.

К перевозке пчёл надо отнестись ответственно, иначе можно лишиться пчелосемей. Надо правильно выбрать время и как следует подготовить ульи, при этом позаботиться о собственной безопасности и непредвиденных ситуациях.

Ссылка на основную публикацию