Русский тяжеловоз: чем привлекателен, как ухаживать, чем кормить

Русский тяжеловоз: чем привлекателен, как ухаживать, чем кормить

Особенности выращивания лошадей тяжеловозных пород

Основная особенность технологии племенного тяжеловозного коневодства заключается в том, что кобылы и жеребцы круглый год используются на хозяйственных работах.

Племенные кобылы работают ежедневно по 6-8 часов с часовым перерывом на обед, исключение составляют жеребые матки на последнем месяце жеребости и подсосные в первый месяц после выжеребки, которые от работы освобождаются. В 8-9 часов утра, после уборки лошадей, их выдают ездовым для работы. В пастбищный сезон после окончания рабочего дня кобыл отгоняют на выпас. Освобожденных от работы жеребых и подсосных кобыл выпускают в варки, а в летнее время содержат на пастбище. Жеребцы пастбищем не пользуются, им скармливают зеленую свежескошенную траву в денниках. В период случки рабочую нагрузку на жеребцов снижают и используют их на обслуживании конюшни.

Всех лошадей, выполняющих работы, куют по мере надобности.

Через несколько дней после выжеребки кобылу с жеребенком начинают выпускать в варок на прогулку. В пастбищный сезон кобылу с жеребенком выпускают в общую группу на пастбище через 5-7 дней после выжеребки. К траве, сену и овсу жеребята приучаются, находясь вместе с матками. С 2-месячного возраста жеребят подкармливают отдельно плющеным овсом.

В тех случаях, когда подсосная кобыла используется на работе, жеребенок ее сопровождает и подсасывает. Жеребят-сосунов старше 4 месяцев нередко оставляют в конюшне и подкармливают. В пастбищный период за жеребятами постоянно ухаживают: ежедневно чистят щеткой, очищают копыта и приучают к недоуздку и рукам человека.

Отнимают жеребят от маток в 6-8-месячном возрасте, в основном с окончанием пастбищного сезона и переходом на стойловое содержание. Отъем делают сразу. Отнятых жеребят переводят на групповое зальное содержание или попарно ставят в денники.

В тяжеловозных конных заводах наиболее распространен метод группового выращивания молодняка. Важнейшее преимущество метода группового содержания заключается в его экономичности, так как снижаются (примерно в 1,5 раза) затраты труда на уборку помещения, раздачу кормов, чистку самих жеребят, находящихся на теплой и сухой подстилке. В то же время этот метод вполне обеспечивает нормальное развитие молодняка тяжеловозных пород.

В течение всего дня выход из конюшни на варок держат открытым, чтобы жеребята имели возможность свободного движения на свежем воздухе и отдыха в конюшне. Привязывают жеребят только на время кормления концентратами.

К групповому тренингу приступают сразу, как только отнятые жеребята привыкнут друг к другу. Проводят групповой тренинг в основном так же, как и тренинг лошадей быстрых аллюров. В первые дни тренировки жеребята двигаются переменным аллюром 3-4 км с чередованием шага и рыси. В дальнейшем дистанцию увеличивают, доводя ее к концу стойлового периода до 7-8 км. Чередование аллюров при групповом тренинге устанавливают на основе наблюдений за состоянием жеребят, их готовностью двигаться более быстрым или более тихим аллюром, что зависит от породы жеребят, их возраста, состояния упитанности. Возвращают молодняк в конюшню обязательно шагом.

Опыт показал, что наряду с такими аллюрами, как шаг и рысь, при тренировке тяжеловозных жеребят полезен и галоп, который первоначально должен быть тихим и длиться не более одной минуты, а затем постепенно его темп несколько ускоряют и продолжительность доводят до 2-3 минут.

Важнейшее условие групповой тренировки – внимательное наблюдение за состоянием жеребят и недопущение их переутомления. После группового тренинга в ненастные, холодные дни лошадей выдерживают около часа в конюшне, а потом уже выпускают в варок.

Обычно 6 дней в неделю проводят групповой тренинг, а седьмой день лошади отдыхают в варке. В дни с гололедицей и при сильных метелях, а также в период распутицы групповой тренинг отменяют. В период с мая по октябрь потребность в групповом тренинге молодняка отпадает, так как лошади получают достаточный моцион на пастбище.

С полуторалетнего возраста осенью молодняк вновь переводят на групповое содержание и тренинг.

Молодняк тяжеловозных пород реализуют в возрасте 2-2 1 /2 лет. Перед реализацией лошадей приучают к русской упряжи. Ремонтный молодняк после заездки используют в хозяйстве на легких работах.

Лучших тяжеловозных лошадей (жеребцов и кобыл) испытывают во время Всесоюзных соревнований тяжеловозов.

Кормление тяжеловозов. Племенных лошадей тяжеловозных пород кормят по научно обоснованным нормам. Специфика кормления тяжеловозов состоит в повышенной доле грубых и сочных кормов. При кормлении жеребых кобыл в стойловый период концентрированные корма составляют примерно 25% общей питательности рациона, грубые – 40, сочные – 35%. Подсосным кобылам увеличивают количество сочных кормов до 40%, уменьшают долю грубых. В рационах для жеребцов-производителей и молодняка концентраты составляют примерно 40%, грубые – 30-35, сочные – 25-30%. Основным концентрированным кормом для тяжеловозов также служит овес, но вполне допустимо заменять часть его другими зерновыми кормами. Ассортимент сочных кормов при кормлении тяжеловозов не ограничивается только столовой и кормовой морковью; для кормления тяжеловозов широко применяют кормовую свеклу, картофель и силос. В состав рациона тяжеловозов целесообразно включать солому, главным образом овсяную, однако ее количество не должно превышать 1 /4 части грубых кормов.

При пастбищном содержании тяжеловозов основу рациона составляет пастбищная трава, кроме нее, при необходимости лошадей подкармливают концентратами. При низком качестве пастбищ, кроме концентратов, желательно подкармливать лошадей, особенно подсосных кобыл, еще и зеленой свежескошенной травой.

Русский тяжеловоз: чем привлекателен, как ухаживать, чем кормить

Содержание лошадей тяговых пород на фермах и в частных хозяйствах сегодня не менее популярно, чем сто лет назад. Об одной из таких пород, а именно о русском тяжеловозе и поговорим в данной статье — обсудим достоинства и недостатки породы, а также содержание и отрасли применения.

История породы

Родоначальниками породы были арденские лошади, жившие в бельгийских горах, которые привлекли людей выносливостью, неприхотливостью и крепким телосложением. После удачно проведённых работ по скрещиванию была получена порода, адаптированная к условиям умеренного климата, его суровым зимам. Животное не крупное, но тем не менее сильное и послушное, что немаловажно. На конной выставке во Франции представитель русского тяжеловоза был награждён золотой медалью. Официальная регистрация породы произошла в 1952 году.

Описание и отличительные черты

Отличительная черта тяжеловозов — крепкое и мускулистое тело. Они не могут демонстрировать хорошую скорость, но великолепно справляются с полосой препятствий.

Знаете ли вы? Максимальный вес, который способен сдвинуть с места русский тяжеловоз, — 14,5 тонны.

Внешний вид

Порода имеет свои стандарты внешности:

  • рост — 150–153 см;
  • вес — жеребца-двухлетки — до 700 кг, кобылы — до 660 кг;
  • голова — средних размеров с длинной мордой и широкой лобной частью с чёлкой, мускулистой, крепкой, короткой шеей;
  • корпус — прямые мускулистые плечи, длинная развитая спина, широкая холка, глубокая грудь и ровный поясничный отдел;
  • конечности — ровные, широко расставлены, имеют щётки;
  • грива — густая и длинная;
  • хвост — густой, висит свободно;
  • масть — рыжая, вороная и рыже-чалая, обязательно наличие белых отметин на ногах и морде.

Характер

Лошадки уравновешены и спокойны, отличаются послушанием и верностью хозяину. Тяжеловоз активный в работе, миролюбивый и добродушный. Лошадь быстро привыкает к условиям содержания и обязанностям, возлагаемым на неё.

Не прихотлива и не капризна, может взбрыкнуть, если на то есть причина — например, плохое самочувствие или ошибка владельца в уходе за питомцем.

Достоинства и недостатки

Породу разводят не только как рабочую силу, но и для получения молока и мяса, из молока тяжеловоза готовят редкие сорта сыра.

К тяжеловозам также относят такие породы, как владимирский и советский тяжеловозы.

Кроме этого, порода обладает и другими достоинствами:

  • адаптивность к условиям;
  • неприхотливость в кормах;
  • спокойный нрав;
  • быстрое половое созревание;
  • многогранность применения;
  • сила и выносливость;
  • крепкая нервная система.

Недостатком тяжеловозов считают постепенное вырождение, поскольку смешение с другими породами сказывается отрицательно на отличительных характеристиках. Чистокровных же кобыл и жеребцов крайне мало.

Сфера применения

Русский тяжеловоз выращивается на мясо и молоко, используется в сельском хозяйстве как тяговая лошадь, для перевозки грузов и в качестве работы на полях. Кроме этого, добрый нрав позволяет использовать животное в туристическом бизнесе, как ездового коня, в том числе и для детей, и вьючного животного.

Многие заводчики приобретают тяжеловозов для верховой езды или упряжки.

Знаете ли вы? В знаменитом российском мультсериале о трёх богатырях как прототип богатырского коня был использован именно русский тяжеловоз.

Содержание и уход

Несмотря на непритязательность к условиям содержания, некоторым правилам следовать всё же стоит, особенно это касается гигиены животного.

Условия в конюшне

Содержание лошадей осуществляется в соответствии с такими нормами и правилами:

  1. Лошадей содержат в так называемых денниках. Размер на одну особь — 3,5х3,5 м, не меньше. Высота потолка — около трёх метров. Противопоказаны сквозняки, поэтому не должно быть никаких щелей в помещении, обязательно наличие вентиляции для постоянного доступа свежего воздуха.
  2. В качестве подстилки используют солому или опилки, она настилается не менее 15 сантиметров высотой.
  3. Кормушки и поилки располагают с обратной стороны ограждения на высоте примерно 60 см, они должны быть сделаны из натурального не токсичного материала глубиной до 30 см, чтобы корм не рассыпался.
  4. Научно обосновано 16-часовое освещение, яркостью около 150–200 люкс, зимой подобный метод устраняет свойственную лошадям зимнюю вялость.
  5. Возле закрытого помещения должен быть загон для выгула.

Узнайте, как правильно запрягать лошадей.

Уборка и гигиена

Не стоит пренебрегать и правилами гигиены:

  • ежедневно проводится чистка подстилки, очищаются кормушки и поилки;
  • также ежедневно должна проводиться чистка шерсти лошади, при этом у каждого питомца предусмотрены свои скребок, расчёска и щётка. После механической сухой очистки, проводится протирка влажной мягкой тканью. Затем сухой тканью шерсть подсушивают. Расчёсывают гриву, чёлку и щётки;
  • купание лошади проводится только в летний, тёплый период. Если животное не боится воды, можно купать в природном водоёме, в противном случае применять купание из шланга.
  • обязательно нужно ежедневно, особенно после прогулок осматривать копыта, в которых могут застрять щепки или мелкие камушки. При повреждениях нужно обратиться к ветеринару;
  • регулярно осматривайте зубы питомцев, старайтесь принюхиваться к их дыханию. Неприятный запах — это сигнал нездоровья. Эмаль должна быть целой, без сколов и трещин, десна розовая, линия зубов ровная;
  • седлая животное важно не задевать зубы удилами: они легко крошатся;
  • присматривайтесь, как питомец ест. Если встряхивает головой, возможно, у него проблемы с зубами, и он так пытается избавиться от боли. Проверять рост зубов у жеребят нужно с девятимесячного возраста, наблюдать у ветеринара, который вовремя сможет устранить неправильный прикус или «волчий зуб».
Читайте также:  Как сделать плетень на дачу

Правильное кормление

Кормление лошадей проводится примерно пять раз в сутки, в суточный рацион входят:

  • овёс — до 7 кг;
  • сено — до 13 кг;
  • отруби — до 1,5 кг;
  • морковь, кормовая свекла — до 2 кг.

Важно! Когда вы чистите лошадь, купаете её — это шанс хорошо рассмотреть её кожу на предмет повреждений или ран. Таким образом, процедура носит и оздоровительный характер.

Летом для питомцев организовывают пастбищный выгул на участках с сочной зелёной травой, кроме неё, подкармливают концентрированными кормами. Необходимы также брикеты с солью, которые обеспечат организм необходимыми минералами.

Дважды в день минимум тяжеловозы должны вдоволь напиться, вода обязательно комнатной температуры — около 20 градусов. Жеребые кобылы должны получать на 30% больше корма, чем в обычном состоянии. От соблюдения правил ухода, кормления и ежедневных гигиенических процедур зависит здоровье вашего питомца, его настроение и желание работать. Эта порода отличается большой привязанностью и дружелюбием по отношению к человеку, ваша искренняя забота будет вознаграждена сторицей.

Форум врачей – иппологов, специалистов конной индустрии, владельцев и любителей лошадей

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Рацион для юного тяжеловоза

Сообщений 1 страница 14 из 14

Поделиться108-11-2010 04:58:46

  • Автор: el_coyote
  • Студент
  • Откуда: Иркутскосельский р-н
  • Зарегистрирован: 15-04-2009
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 90
  • Пол: Женский
  • Возраст: 33 [1986-06-28]
  • Последний визит:
    11-07-2013 16:06:34

Доброго времени суток!
Недавно появился в моем хозяйстве жеребчик советский тяжеловоз, возраст около 1,5 лет. До этого держала(до сих пор держу) только рысаков и простушек, поэтому много вопросов по кормлению – хочется же, чтобы вырос огромный и монументальный, “как папа”, и кормить его явно надо больше, чем, скажем, юношу-рысачка такого же возраста. Но вот как именно? Что нужно увеличивать – овес, сено, солому, отруби, овощи? Каков рацион для тяжеловоза, дабы он набирал массу? (не на мясо!)

Поделиться208-11-2010 12:35:06

  • Автор: Ladora
  • Ветеринарный врач
  • Откуда: г. Тольятти
  • Зарегистрирован: 07-04-2007
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 715
  • Пол: Женский
  • Возраст: 40 [1979-12-06]
  • ICQ: 440182254
  • Последний визит:
    27-10-2017 16:17:23

Для тяжеловозов не нужно использовать слишком много корма. Обмен веществ у них более медленный, чем у рысаков и верховых лошадей. Перекорм приведет к ожирению, что скажется не только на нарушении работы внутренних органов, но в первую очередь на суставах и связках. Достаточно давать сена вволю, не перекармливать концентратами, давать овощи и витамины.

Поделиться308-11-2010 13:08:20

  • Автор: el_coyote
  • Студент
  • Откуда: Иркутскосельский р-н
  • Зарегистрирован: 15-04-2009
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 90
  • Пол: Женский
  • Возраст: 33 [1986-06-28]
  • Последний визит:
    11-07-2013 16:06:34

Ladora,
Спасибо!
То есть пайку овса можно такую же, как рысачкам? Или даже меньше?

Поделиться408-11-2010 15:23:29

  • Автор: Ladora
  • Ветеринарный врач
  • Откуда: г. Тольятти
  • Зарегистрирован: 07-04-2007
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 715
  • Пол: Женский
  • Возраст: 40 [1979-12-06]
  • ICQ: 440182254
  • Последний визит:
    27-10-2017 16:17:23

Чтобы точно сказать, нужно знать его вес и активность.

Поделиться508-11-2010 15:54:55

  • Автор: el_coyote
  • Студент
  • Откуда: Иркутскосельский р-н
  • Зарегистрирован: 15-04-2009
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 90
  • Пол: Женский
  • Возраст: 33 [1986-06-28]
  • Последний визит:
    11-07-2013 16:06:34

Весу в нем килограмм 400.
Активность – никакой особо. Гуляет с 7 утра до 8 вечера в леваде, иногда бесится с кобылой. В работу только начали втягивать, вот оповодили недавно. Выглядит он вот так:

Поделиться608-11-2010 19:55:37

  • Автор: Nafim
  • Начинающий участник
  • Зарегистрирован: 11-05-2010
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 13
  • Последний визит:
    17-11-2012 21:50:26

Тяжеловозов у меня никогда не было, но очень хочется завести поэтому собираю о них как можно больше информации от владельцев этих великанов.
Про кормление мне все говорили, что едят они столько же, сколько ест средняя лошадь (если специально не откармливать) или даже меньше (в частности, концентратов). При легкой работе 2 кг овса в день достаточно, чтобы животное было в отличной форме

Поделиться708-11-2010 20:44:33

  • Автор: Ladora
  • Ветеринарный врач
  • Откуда: г. Тольятти
  • Зарегистрирован: 07-04-2007
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 715
  • Пол: Женский
  • Возраст: 40 [1979-12-06]
  • ICQ: 440182254
  • Последний визит:
    27-10-2017 16:17:23

Вполне достаточно. Пока не работает, можно вообще использовать овес, как добавку к рациону, но важно при этом, чтобы было очень хорошее сено. Сейчас в этом возрасте ему особо массу набирать не нужно, т.к. идет рост суставов, сформируется он чуть позже.

Отредактировано Ladora (08-11-2010 20:44:57)

Поделиться808-11-2010 23:29:24

  • Автор: Вика.Р
  • Ветеринарный врач
  • Откуда: Одесса
  • Зарегистрирован: 27-05-2007
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 559
  • Пол: Женский
  • Возраст: 32 [1987-05-18]
  • Последний визит:
    08-02-2014 19:22:15

по опыту мышечная масса у них формируется исключительно при наличии работы
нет работы – комок жира

Поделиться909-11-2010 02:28:02

  • Автор: el_coyote
  • Студент
  • Откуда: Иркутскосельский р-н
  • Зарегистрирован: 15-04-2009
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 90
  • Пол: Женский
  • Возраст: 33 [1986-06-28]
  • Последний визит:
    11-07-2013 16:06:34

Вот оно как. ну значит будет есть в два раза меньше овса, чем моя артрозная рысачиха. Сена у нас, в принципе, всегда вдоволь, закупаем с запасом. Луговое + на ночь солома овсяная. + 4 кг морквы на голову вплоть до января. По овсу получается утром и вечером – сухой, в обед каша с отрубями. Еще даем “Горный кальций” алтайский, потому что с копытами у пацана, откровенно говоря, полная попа
Что-то еще добавить?

Поделиться1009-11-2010 02:29:21

  • Автор: el_coyote
  • Студент
  • Откуда: Иркутскосельский р-н
  • Зарегистрирован: 15-04-2009
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 90
  • Пол: Женский
  • Возраст: 33 [1986-06-28]
  • Последний визит:
    11-07-2013 16:06:34

Прошу прощения, в два раза больше. Она вообще 800 г ест, а дуркует так, будто 6 кг.

Поделиться1109-11-2010 19:32:04

  • Автор: Ольга Ш.
  • Специалист по кормлению
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Зарегистрирован: 02-03-2007
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1509
  • Награды:
  • Последний визит:
    19-06-2017 18:40:13

Для тяжеловозов не нужно использовать слишком много корма. Обмен веществ у них более медленный, чем у рысаков и верховых лошадей. Перекорм приведет к ожирению, что скажется не только на нарушении работы внутренних органов, но в первую очередь на суставах и связках. Достаточно давать сена вволю, не перекармливать концентратами, давать овощи и витамины.

по опыту мышечная масса у них формируется исключительно при наличии работы нет работы – комок жира

Полностью соглашусь

А по добавкам – хорошо бы какую-нить комплексную витаминно-минеральную, а не только кальций

Поделиться1210-11-2010 20:58:30

  • Автор: Юка Рускеала
  • Активный участник
  • Откуда: Карелия
  • Зарегистрирован: 21-07-2008
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 127
  • Пол: Женский
  • Возраст: 42 [1977-05-29]
  • Последний визит:
    01-10-2015 13:43:10

не боитесь, что кобылу покроет?У моей подружки погулял так мальчик. Вдвое меньше по росту кобылы был..Воспитывает теперь.

Русские тяжеловозы помощники и просто красавцы

Русский тяжеловоз издавна славится, как выносливая порода лошадей, применяемых в сельском хозяйстве. Однако выносливость не единственный отличительный признак. Как отличить коней такой породы? Какие еще качества позволили столь разносторонне использовать животное? На эти и другие волнующие вопросы будут даны ответы в предлагаемой статье.

Русский тяжеловоз — отличная рабочая лошадь

Если лошадь нужна в качестве тяговой силы, то рассматриваемая порода – отличный выбор. Ведь, такие качества, как спокойный нрав, выносливость и покорность являются визитной карточкой скакуна.

В современном мире, известно несколько разновидностей таких копытных:

  • уральский тип (отличается удлиненными ногами с обильным волосяным покровом);
  • массивный (крупные размеры);
  • Новоалексеевкий (напоминает массивный, но чуть меньше по размеру).

Происхождение породы

Целью, поставленной перед селекторами, считалась необходимость выведения сильной породы лошадей, которая способна восполнить пробел сельского хозяйства. В то, недалекое время, жители деревень нуждались в выносливой рабочей лошадке, которая еще и будет неприхотлива в еде. У ученых это получилось. Они создали животное, подходящее под запросы того общества.

Путем сложных манипуляций (скрещивания разных коней), ученым Петровской академии удалось вывести столь эффектную породу. Во время войн (Первая мировая, Вторая), численность чистокровных особей резко сократилась. После победы над фашистами удалось восстановить популяцию. Соответственно, в 1952 году данная порода получила свое название – Русский тяжеловоз.

История русского тяжеловоза насчитывает около 100 лет

Отличительные особенности породы

Почему такие лошади подходят для сельского хозяйства? Все это стало возможным из-за особенностей породы:

  • Неприхотливость к еде;
  • Подвижность;
  • Неприхотливость к условиям содержания.

Тяжеловозы славятся неприхотливостью к кормовой базе, долговечностью и высокой производительностью. Последний показатель напрямую связан с молочной продуктивностью.

В свое время женская половина лошадей славится высокой молочной продуктивностью. Она дает ценное молоко, из которого, впоследствии, производится редкий и дорогой сырный продукт. Ведь, повышенная молочность является результатом генетических изменений лошадей. Это произошло для того, чтобы прокормить жеребенка, который появляется на свет не малых размеров и растет «как на дрожжах». Благодаря хорошей молочной продуктивности, такая порода широко используется в коневодстве.

Читайте также:  Как сделать теплую грядку в теплице: изучаем способы

Отличительные особенности представителей:

  • широкий лоб;
  • легкая голова среднего размера;
  • мускулистая, короткая шея;
  • широкая холка;
  • длинная спина;
  • ровная поясница:
  • крепкие недлинные ноги;
  • наличие длинных волос на конечностях;
  • сухое телосложение;
  • шикарная и густая грива.

Русский тяжеловоз обладает эффектной внешностью

Благодаря конституции их тела и основным качествам, в сельском хозяйстве используются не только взрослые особи, но и те, кто еще не достиг половозрелости. Показатель скороспелости выделяет тяжеловозов в группу лошадей, способных достигать размеров взрослых особей в кротчайшие сроки, что позволяет использовать такое создание по максимуму в ранние периоды жизни.

По данным ученых, среднестатистическая особь мужского пола весит примерно 600-700 килограмм, а вот кобыла – чуть больше 500 килограмм. Учитывая особенности телосложения лошадей, можно смело заявить, что работать в упряжке такая порода будет и это не составит для нее особого труда.

По своей натуре Русский тяжеловоз энергичен, подвижен, вынослив. Такое сочетание качеств дает возможность использовать их в сельском хозяйстве. Благодаря спокойному характеру, лошади быстро привыкают к своему владельцу и быстро начинают работать в созданных условиях. Однако, иногда, даже самая спокойная кобыла может показать свой характер и взбрыкнуть.

Русский тяжеловоз отлично приспособлен для проживания в холодных регионах

Даже погодные условия не остановят такого скакуна. На ум приходит фраза, из песни, написанной Михаилом Таничем: «…что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной…». Хотя эта песня написана про дружбу, но именно этим отрывком, как никаким другим, характеризуется порода.

Представители рассматриваемой породы активно применялись в сельском хозяйстве для распашки земли, перевоза тяжелого груза и даже участвовали в своеобразных соревнованиях. Соответственно, в то время (столетие назад), порода пользовалась огромным спросом. В современном мире, в век высоких технологий, на смену лошадям пришла автоматизированная тяговая машина. Однако, даже это нововведение не заставило человечество утратить интерес к таким копытным. Эти скакуны до сих пор пользуются спросом, ведь их красота завораживает. Коней тяжеловозов можно встретить на различных соревнованиях и выставках. Там порода выглядит изысканно.

Ареал распространения породы русский тяжеловоз широк: Урал, северные районы России. Нередко порода встречается на территории Украины, Белоруссии, Сибири и даже Кавказа.

Выращивание лошадей-тяжеловозов как бизнес

Выращивание лошадей – это не самое простое направление деятельности, поскольку оно требует немалых денежных вложений и тяжелого труда. Этим «делом» стоит заниматься только в том случае, если у предпринимателя есть страстная любовь к этим прекрасным, грациозным, умным и преданным человеку животным.

Благодаря энтузиастам интерес к коневодству в Украине постепенно возрождается, и все большее количество людей вкладывают средства в создание миниферм, где разводят различные породы лошадей: для участия в спортивных состязаниях, для организации конных прогулок, для школ верховой езды и для такого популярного в настоящее время направления, как экологический туризм. Животное для туристических целей обычно выращивается в течение трех лет или покупается взрослым.

Что касается разведения лошадей для спорта (для этой цели берут, как правило, арабских скакунов), то процесс их подготовки занимает от пяти до шести лет.

Отдельное направление представляют рабочие лошади тяжеловесы, которых выращивают в основном для сельского хозяйства, где они ценятся за высокую работоспособность, мощную тяговую силу, непритязательность и выносливость.

По внешнему виду лошадей – тяжеловесов легко отличить от прочих изящных ездовых пород, поскольку они имеют не только внушительный экстерьер, но и, как правило, имеют более спокойный, дружелюбный и покладистый нрав.

Селекция и формирование тяжеловесов в отдельную породную ветвь началось еще в эпоху рыцарства и крестовых походов, когда облаченному в тяжелые железные доспехи всаднику понадобилась более крепкая и стойкая лошадь, способная нести не только человека, но и десятки килограмм боевого облачения. С этой целью создавались и постоянно улучшались характеристики тяжеловесов, представляющие мощную и управляемую боевую ” машину ” .

Позже тяжеловесных лошадей стали использовать для перевозки грузов и обработки полей, поскольку обычные ездовые породы плохо справлялись с этой тяжелой работой. С развитием промышленности именно эти лошади внесли неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства и мировой индустрии, участвуя во всех сферах деятельности человека, где требовалась семижильная сила и выносливость.

В настоящее время существует около десяти разновидностей этих пород.

Разведение лошадей – тяжеловозов

Если рассматривать разведение коней не как хобби, а как бизнес, то предпринимателю придется вложить довольно немалые средства в постройку конюшни, организовать вольер для выгула и тренировки лошадей, обеспечить животных кормами (желательно, чтобы недалеко от конюшни имелось пастбище), приготовить упряжь, инструменты и прочее.

Кроме того, придется тщательно изучить принципы содержания, ухода и рацион питания лошадей, определить особенности выращивания различных пород. Предпринимателю могут потребоваться также услуги ветеринара и зоотехника.

Содержание и уход за тяжеловесными лошадьми

Содержание тяжеловесных пород, благодаря их непритязательности мало чем отличается от содержания всех прочих пород.

Конюшню необходимо строить таким образом, чтобы на каждую лошадь в стойле приходилось минимум четыре метра квадратных площади. Помещение должно быть теплым, без сквозняков и при этом хорошо освещаться и проветриваться в любое время года.

Наиболее трудоемкой является работа по очистке конюшни от навоза, но ее следует производить регулярно.

Кормить лошадей следует в среднем около трех, четырех раз в день. В качестве корма чаще всего применяется свежая зелень, заготовленное заранее сено (в зимний период) или корма из силосной ямы, а также зерно (как правило, овес), комбинированные заводские корма, добавки и витамины.

Объем ежедневного корма следует соизмерять с породой и степен ью нагрузки на животное.

Следует помнить о том, что взрослая лошадь пьет достаточно много воды (до ста пятидесяти литров в сутки), поэтому заводчику следует позаботиться о поилках с чистой, свежей (но не холодной) водой.

Примечательно, что лошадь – тяжеловоз, должна регулярно испытывать силовые нагрузки, иначе она может заболеть. Фермеру необходимо помнить об этом.

Рабочие качества лошадей – тяжеловесов

За долгую историю разведения тяжеловозов, были выработаны определенные показатели и нормативы тяговой выносливости лошадей. Ниже приводятся параметры, по которым они определяются:

· Время доставки груза (рысью) на дистанцию два километра при силе тяги пятьдесят килограмм

· Время доставки груза (шагом) на дистанцию два километра при силе тяги сто пятьдесят килограмм

· Тяговая выносливость (дистанция, которую лошадь может пройти без остановки при силе тяги триста килограмм)

· Максимальная сила тяги, которая позволяет определить предельную степень силы (в килограммах веса груза), которую лошадь способна развить на короткой дистанции шагом


Наиболее популярные породы лошадей-тяжеловозов

На вид лошадей тяжеловесов легко отличить от всех прочих пород, благодаря мощному и мускулистому экстерьеру.

Как правило, все тяжеловозы имеют широкий круп, могучую спину, массивную голову и крепкие сильные ноги с крупными копытами.

Первой официально признанной породой тяжеловозов стала «Су́ффолькская» порода лошадей (лат. Equus ferus caballus), выращенная в Старом Свете более трех веков назад. Название разновидность получила благодаря графству Саффолк, где она и была выведена.

Примечательно, что данная порода, благодаря своему генофонду не только стала прародительницей большинства новых, в том числе современных пород тяжеловесов, но до сих пор сохранила свои первоначальные характеристики. «Суффолькские лошади» непритязательны, имеют добрый нрав и обладают уникальной выносливостью.

Практически в это же время, подобные работы проводили и селекционеры – коневоды стран Бельгии и Франции, благодаря чему появились такие популярные породы тяжеловесов, как: «Першероны» и «Брабансоны».

В настоящее время наиболее известными (помимо вышеперечисленных), являются следующие породы лошадей:

· «Шайр» (английская порода тяжеловозов)

· «Бельгийский тяжеловоз» («Арденская» порода тягловых лошадей)

· «Литовская тяжелоупряжная» (зарегистрирована в 1963 году)

· «Владимирский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1946 году)

· «Советский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1952 году)

Эти и другие тяжеловесные породы в настоящее время активно разводятся в Соединенных Штатах, Канаде, России и во многих европейских государствах. Их ценят за превосходный внешний вид, выносливость и уникальные силовые характеристики.

Среди лошадей тяжеловесов ежегодно проводятся специальные соревнования с целью выявления лучших представителей различных пород, которые включают дисциплины на определение выносливости и силы. Турнир определяет также наиболее послушных лошадей, поэтому эти соревнования весьма зрелищны и популярны.

Лошадь владимирский тяжеловоз: уход и содержание

Как ни странно, но в Российской Империи — крупнейшей конной державе своего времени — не было собственной породы тяжелоупряжных лошадей. На транспорте, в сельском хозяйстве и в армии обходились обычными верховыми или универсальными породами, тогда как в Европе для тяжелых работ привлекались специализированные породы. Лишь под конец XIX века в нашей стране всерьез занялись исправлением ситуации и приступили к выведению собственной тяжеловозной породы. И хотя порода лошадь владимирский тяжеловоз появилась в эпоху стремительной механизации, она всё равно сыграла весьма значительную роль в экономике тогда уже Советского Союза.

История лошади владимирский тяжеловоз

Несмотря на отсутствие полноценной тяжелоупряжной породы, потребность в таких лошадях царская Россия испытывала немалую. Отчасти этот спрос удовлетворяли универсальные рабочие лошади, среди которых особенно сильными и выносливыми считались животные, разводимые во Владимирском ополье. Этот природно-исторический регион обеспечивал сильными выносливыми лошадьми все ближайшие крупные города — Москву, Ярославль, Владимир и т.д.

Читайте также:  Как выбрать пилу для дачника или владельца частного дома

Еще со времен Ивана Грозного здесь (а именно в Гавриловом Посаде) находился дворцовый конный завод, который в начале XVIII века занялся целенаправленным разведением тяжелоупряжных лошадей. Однако долгое время эти работы сводились к простой селекции, поэтому для ускорения результата в 1886 году была создана Гаврило-Посадская государственная заводская конюшня, которая наряду с разведением верховых лошадей приступила к созданию полноценной тяжеловозной породы. Для этих целей на завод были закуплены жеребцы иностранных тяжелоупряжных пород — французские першероны, бельгийские ардены и английские суффолки. В первые годы XX века в экспериментах также стали активно задействовать шотландских клейдесдалей, а с 1910-х гг. — английских шайров.

Работа селекционеров была направлена на скрещивание импортных жеребцов с местными беспородными кобылами, которые, как уже упоминалось, тоже обладали неплохими тяжеловозными качествами. Ключевой задачей такого скрещивания было закрепление у потомства богатырской мощи и великолепного экстерьера импортных родителей, а также хорошей приспособляемости и неприхотливости отечественных кобыл.

За несколько десятилетий экспериментов гаврило-посадский конезавод обеспечил практически полную замену рабочих лошадок на улучшенные помеси во всех окрестных хозяйствах, однако полноценной породы пока еще не было. Селекционная работа носила достаточно хаотичный и несистематизированный характер, и это продолжалось вплоть до 1930-х годов.

В 1936 году вся структура гаврило-посадского конного завода была реформирована и преобразована в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была проведена систематизация полученных за долгие года результатов и типизация выведенных помесей. Одной из этих помесей и был владимирский тяжеловоз, но порода лошадей с таким названием появилась чуть позже. Потребовалось еще целое десятилетие на то, чтобы убедиться в стабильности основных характеристик породы. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально зарегистрирован в качестве новой породы лошадей в СССР.

Хотя середина XX века — это уже время активной механизации экономики и заката эпохи лошадей, владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Советского Союза. В стране отчаянно не хватало тракторов и прочей тяжелой техники, которую, по меньшей мере, еще два десятилетия заменяли тяжелоупряжные лошади, применявшиеся не только в сельском хозяйстве, но также и в армии.

Описание лошади владимирский тяжеловоз

Лучшая отечественная порода тяжеловозов внешне очень сильно напоминает своих иностранных предков. Лошади получились крупными и массивными, значительно превосходящими по габаритам другие тяжеловозные породы, выведенные в России. Высота в холке достигает в среднем 165 — 167 см при обхвате груди в 198 см и обхвате пясти 23,5 см. Вес жеребцов составляет в среднем около 760 кг, кобыл — 585.

У владимирских тяжеловозов крупная голова с характерным выпуклым профилем, мощная шея и косая длинная лопатка. Спина заметно удлиненная, с довольно широкой поясницей и немного спущенным крупом. Одним из самых узнаваемых элементов во внешности представителей породы являются их крепкие костистые ноги с правильной постановкой.

Самой распространенной мастью владимирского тяжеловоза является гнедая, но вороные и рыжие кони также иногда попадаются. Шерсть достаточно густая, хотя и короткая, из-за чего некоторые особи сильно напоминают гигантскую плюшевую игрушку. У владимирцев на зависть большинству верховых лошадей также очень густые грива и хвост. Но и это еще не всё. Как хорошо видно на фото и видео, лошади владимирские тяжеловозы обладают пышной оброслостью ног, которая недвусмысленно говорит о том, что при выведении породы активно использовались британские лошади.

Все владимирцы от природы очень активны и энергичны, что является одним из ключевых признаков породы, перенятым от английских тяжеловозов. Однако эта энергичность не мешает лошадям оставаться в целом достаточно дружелюбными и вполне уравновешенными.

Несмотря на массивность и большие размеры, владимирские тяжеловозы достаточно рано созревают и готовы к размножению уже к исходу третьего года жизни. В этом же возрасте они вполне пригодны для полноценного использования в хозяйстве: для работы в поле или в качестве гужевого транспорта.

Рабочие характеристики владимирского тяжеловоза

Ввиду того, что владимирская тяжеловозная лошадь изначально создавалась для работы в поле и на транспорте, говорить о ее мясных или молочных характеристиках нет никакого смысла. Для этих целей их просто никто не использует. Основной интерес представляют как раз рабочие качества владимирцев.

Согласно официально зарегистрированным рекордам, взрослая рабочая лошадь владимирской породы способна за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Это же расстояние с грузом в 4,5 тонны лошадь преодолевает шагом за 13 — 15 минут. Разумеется, рядовую лошадь вне соревнований редко подвергают столь значительным нагрузкам, но потенциал породы очевиден.

При этом погодные условия никак не сказываются на работоспособности животного: в дождь, снег или жару лошадь будет послушно выполнять команды хозяина и делать самую тяжелую работу.

Уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз

Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.

Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.

Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра. А вот зимой разрешена только сухая чистка.

Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.

То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза

Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.

К числу достоинств следует отнести:

  1. Отличную работоспособность. Перевозка тяжелых грузов и обработка «тяжелых» почв — именно то, для чего создавалась порода. И хотя сегодня для этих задач используется техника, в некоторых ситуациях владимирская лошадь может с успехом ее заменить.
  2. Хорошую выносливость. Тяжеловозу трудно тягаться с верховой лошадью в скорости, но вот в дальности переходов с телегой или санями ему нет равных. Причем владимирец способен работать без устали в любую погоду.
  3. Неприхотливость. В сравнении с иностранными тяжеловозными породами, владимирская лошадь готова довольствоваться элементарными условиями и простыми кормами.
  4. Великолепный экстерьер. Во внешности владимирского тяжеловоза присутствует по-своему грациозная и в то же время брутальная красота, которая нравится многим коневодам. Особый шарм этим лошадям придают пышная грива и роскошные «кисточки» на ногах. Из-за них лошади сказочно смотрятся, запряженными в карету или красивые сани. Из фото лошадей владимирских тяжеловозов получаются замечательные открытки и постеры.

Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:

  1. Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
  2. Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.

Перспективы разведения владимирского тяжеловоза

Хотя в некоторых регионах нашей страны даже сегодня крестьяне иногда используют лошадей для обработки земли и еще чаще запрягают лошадей в телеги, о массовой необходимости в рабочих тяжеловозах говорить не приходится. В таких обстоятельствах владимирскую лошадь постигла участь многих других отечественных пород — катастрофическое снижение численности поголовья.

Хотя даже сейчас продолжается селекционная работа по дальнейшему совершенствованию породы, численность чистопородного маточного поголовья остается крайне низкой — около сотни маток и пара десятков производителей. Иными словами порода де-факто находится под угрозой исчезновения.

Однако перспективы у породы всё же имеются. Благодаря довольно нарядной внешности (именно над ее улучшением сегодня работают селекционеры) владимирский тяжеловоз отлично подходит для использования в туристическом секторе, в частности в сфере активного отдыха — конного туризма или спортивной охоты. Спокойный и уравновешенный нрав этих лошадок позволяет успешно задействовать их там, где в роли седоков часто выступают совершенно неопытные в верховой езде туристы.

Эффектная внешность владимирцев позволяет с успехом использовать их в городских парках, где горожане охотно катаются в нарядных каретах, запряженных этими красивыми лошадьми.

Кроме того, в последние годы в моду начали входить спортивные состязания с участием тяжеловозов. Причем соревнуются лошади не только в перетаскивании грузов, но и в классических конноспортивных дисциплинах, например, в скачках.

Ссылка на основную публикацию